17:19 КИМ по комедии Д.И.Фонвизина | ||||||||
Д. И. Фонвизин. «Недоросль» 1. Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В4 Действие второе, явление VI Г-жа Простакова. Ну, так теперь хотя по-русски прочти зады, Митрофанушка. Митрофан. Да, зады, как не так. Г-жа Простакова. Век живи, век учись, друг мой сердешный! Такое дело. Митрофан. Как не такое! Пойдёт на ум ученье. Ты б ещё навезла сюда дядюшек! Г-жа Простаков а. Что? Что такое? Митрофан. Да! того и смотри, что от дядюшки тоска; а там с его кулаков да за часослов. Нет, так я, спасибо, уж один конец с собою! Г-жа Простакова (испугавшись). Что, что ты хочешь делать? Опомнись, душенька! Митрофан. Вить здесь и река близко. Нырну, так поминай как звали. Г-жа Простакова (вне себя). Уморил! Уморил! Бог с тобой! Еремеевна. Всё дядюшка напугал. Чуть было в волоски ему не вцепился. А ни за что... ни про что... Г-жа Простакова (взлобе). Ну... Еремеевна. Пристал к нему: хочешь ли жениться?.. Г-жа Простакова. Ну... Еремеевна. Дитя не потаил, уж давно-де, дядюшка, охота берёт. Как он остервенится, моя матушка, как вскинется!.. Г-жа Простакова (дрожа). Ну... а ты, бестия, остолбенела, а ты не впилась братцу в харю, а ты не раздёрнула ему рыла по уши... Еремеевна. Приняла было! Ох, приняла, да... Г-жа Простакова. Да... да что... не твоё дитя, бестия! По тебе робёнка хоть убей до смерти. Еремеевна. Ах, создатель, спаси и помилуй! Да кабы братец в ту ж минуту отойти не изволил, то б я с ним поломалась. Вот что б бог не поставил. Притупились бы эти (указывая на ногти), я б и клыков беречь не стала. Г-жа Простакова. Все вы, бестии, усердны на одних словах, а не наделе... Еремеевна (заплакав). Я не усердна вам, матушка! Уж как больше служить, не знаешь... рада бы не токмо что... живота не жалеешь... а всё не угодно. Кутейкин. Нам восвояси повелите? Цыфиркин. Нам куда поход, ваше (Вместе.) благородие? Г-жа Простакова. Ты ж ещё, старая ведьма, и разревелась. Поди, накорми их с собою, а после обеда тотчас опять сюда. (К Митрофану.) Пойдём со мною, Митрофанушка. Я тебя из глаз теперь не выпущу. Как скажу я тебе нещечко, так пожить на свете слюбится. Не век тебе, моему другу, не век тебе учиться. Ты, благодаря бога, столько уже смыслишь, что и сам взведёшь деточек. (К Еремеевне.) С братцем переведаюсь не по-твоему. Пусть же все добрые люди увидят, что мама и что мать родная. (Отходит с Митрофаном.) Кутейкин. Житьё твоё, Еремеевна, яко тьма кромешная. Пойдём-ка за трапезу, да с горя выпей сперва чарку... Цыфиркин. А там другую, вот те и умноженье Еремеевна (в слезах). Нелёгкая меня не приберёт! Сорок лет служу, а милость всё та же... Кутейкин. А велика ль благостыня? Еремеевна. По пяти рублей на ГОД, Да по пяти пощёчин на день. Кутейкин и Цыфиркин отводят её под руки Цыфиркин. Смекнём же за столом, что тебе доходу в круглый год.
В1. Каков жанр пьесы Д. И. Фонвизина «Недоросль»? В2. К какому литературному направлению относится творчество Д. И. Фонвизина? В3. Назовите фамилию дядюшки Митрофана. В4. В какой должности состоят бывшей семинарист Кутейкин и отставной сержант Цыфиркин в доме Простаковых? 2. Задания с развёрнутым ответом ограниченного объёма (5—10 предложений) CI, C2 С1.В чём, по мнению госпожи Простаковой, должны проявляться материнская любовь и материнский долг? С2. В каких произведениях русской литературы XIX века тема образования и воспитания молодого дворянина выдвинута на первый план и в чем сходство и различие их героев с Митрофаном Простаковым?
Ответы:
С1. Материнская любовь госпожи Простаковой отличается крайней агрессивностью и грубостью проявлений. В представлении Простаковой, любовью прежде всего следует считать готовность даже родному брату «впиться... в харю» и «раздёрнуть ему рыло и....... уши»,если хоть в чём-то задеты интересы Митрофанушки. Получение образования не должно мешать любимому сыну резвиться и уж тем более не должно отражаться на его здоровье: выбор между уроком и сытным обедом всегда будет сделан в пользу обеда. В финале из любви к Митрофанушке Простакова готова пойти и на преступление (похищение Софьи), и на показное раскаяние. Но главное для неё — воспитать Митрофанушку настоящим Простаковым: «Из нашей же фамилии Простаковых, смотри-тка, на боку лёжа, летят себе и чины». Возможность лежать на боку с детства предоставлена Митрофану матерью; осталось дождаться чинов... С2. Тема образования и воспитания молодого дворянина многократно привлекала к себе внимание русских писателей XIX века. Прямые отсылки к «Недорослю» содержатся в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина: Гринёв сообщает в первой главе, что «рос недорослем», гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. В рассказе о получении образования Гринёв предельно ироничен: Бопре не мог научить его абсолютно ничему; зато главный свой жизненный урок «недоросль» Гринёв получил от отца — завет «беречь честь смолоду». Иным примером является история воспитания Обломова в одноимённом романе И. А. Гончарова. Порезвиться, сытно покушать, послушать сказку от няни — все эти возможности предоставлены ему даже в избытке, и именно они сближают принципы его воспитания с теми, по которым растили Митрофана Простакова. Однако если герою Фонвизина так и суждено остаться невеждой и невежей, то Обломов показан автором как по-настоящему добрый, искренний, наделённый «голубиной нежностью» и золотым сердцем человек. | ||||||||
|
Всего комментариев: 0 | |