Приветствую Вас, Гость
Главная » 2012 » Август » 8 » Набоковский мир Зазеркалья в рассказе «Облако, озеро, башня»
08:51
Набоковский мир Зазеркалья в рассказе «Облако, озеро, башня»

Цель урока: проанализировать рассказ В.Набокова «Облако, озеро, башня», используя активные методы обучения, формировать умение читать текст и подтекст произведения, применять элементы литературоведческого анализа текста.

 Оборудование: тексты произведения,  интерактивная доска, высказывания Набокова.

 Ходу урока:

1.      Организационный момент урока, приветствие.

2.      Дома вы прочитали рассказ Владимира Набокова «Облако, озеро, башня», познакомились с биографией писателя.

Скажите, какое из высказываний на доске относится к Набокову: 

1. Его поэма написана "онегинской" строфой.

2. Он американский писатель, он же Сирин, Василий Шишков,  М.Агеев.

3. Он прожил в Германии 22 года, затем вернулся в Россию.

4. Его отец- торговец кожей, мать - учительница музыки. Он учился в Тенишевском коммерческом училище.

5.Среди русских писателей он имеет самое большое количество псевдонимов.

Назовите имена русских поэтов и писателей, о которых идет речь в данных высказываниях:

1)      Лермонтов

3)      Тютчев

4)      Мандельштам

5)      Чехов

 

Как связаны упомянутые писатели с Владимиром Набоковым?  Выскажите свои идеи и предположения (в парах): запишем внешние и внутренние связи. 

 

                              Внешние                                                           внутренние

Одинаковые моменты в биографии                                                      на уровне творчества

(Тютчев, Мандельштам)

                                                                                       Записать на доске, чтобы           

                                                                                       вернуться в конце урока

                                

3.      Выскажите свое впечатление от прочитанного рассказа, что понравилось, что осталось непонятным,  что не понравилось и т.д.

Скажите, о чем рассказ Владимира Набокова?

Назовите одним словом. Запишем слова в столбик:

 

О человеке

О мечте

О жизни

Об абсурдности

О смерти

О тоталитаризме 

 

Связано ли это с идеей рассказа? Правильно ли мы поняли замысел автора? Чтобы это определить, проанализируем произведение, обратившись к различным уровня текста. Какие уровни вы можете выделить, проанализировать?

 

Композиция

Сюжет

Система героев

Хронотоп

Подтекст и интертекст

Автор и его герой

 

Класс распределяется на группы, каждая группа выбирает свой уровень для анализа (один из учеников выполняет иллюстрацию: облако, озеро, башня).

 

4.      Группы выступают с ответами, класс выслушивает и дополняет.

Композиция рассказа

Как построен рассказ Набокова? Какие композиционные элементы присутствуют в произведении?

Кольцевой характер композиции образуется использованием чистой трёхчастности - начальный путь в "увеселительной поездке" со всеми происходящими подробностями, смысловой центр рассказа - возможность обретения героем своего счастья - и, наконец, возвращение из поездки в том же кругу людей, в переносном значении - насильное возвращение Василия Ивановича чужими людьми на "круги своя". Но возвращается Василий Иванович уже не тот: он был внутренне раздавлен и уничтожен. Трагически звучит его признание: "сил больше нет быть человеком".

Деталей, делающих композицию кольцевой, множество. В одном случае это повторное появление какого-либо предмета (например, простого окурка, который увидел Василий Иванович на перроне во время остановки и который сыграл незавидную роль в одном из эпизодов издевательства над ним его попутчиками). В другом - трижды встречается в рассказе трогательное обращение "любовь моя", "Моя любовь", выполняющие между эпизодами функцию рефрена - существенная черта рондообразной композиции (итал. Rondo, франц. Rondeau, от rond - круг).

Композиция рассказа

Начало поездки -  встреча – возвращение

Герой  возвращается другим

 

Сюжет рассказа

Сколько сюжетных линий в рассказе?

Есть ли отступления от сюжетной линии? Какие это отступления (лирические, ретроспективные)? Когда они появляются?

 

В основе сюжета – рассказ о путешествии  героя, об «увеспоездке». Это одна сюжетная линия произведения. Она ведется прямолинейно, но есть лирические отступления (примеры)

Кроме основной сюжетной линии, есть еще одна – это путешествие героя. Но куда он путешествует?  Объясните на примерах по тексту.

«увеспоездка» - путешествие в пространстве памяти, лирической поэзии, сна.

 

В.В. Кожинов следующим образом развертывает свое определение сюжета: "...сюжет - это не сочетание событий, а вся сложнейшая последовательность совершающихся в произведении действий и взаимодействий людей, раскрывающаяся как ряд "историй характеров".

 

Система героев:

 

1)      Нарисуйте систему героев.

2)      Найдите и  зачитайте портреты героев: в чем их особенность?

3)       Расскажите, чем отличаются герои друг от друга?

 

Система героев:

ВИ                      попутчики

Глаза                      тело

 

 

                                           Карикатура, шарж

                                           (мотив циркачества, цирка)

Основной прием- антитеза

 

Хронотоп рассказа

Время

Реальное и ирреальное (воспоминания о детстве, мечта)

Пространство

Реальное (Берлин)  и ирреальное (озеро, башня). Зачитайте описание этого места и сравните с иллюстрацией. Почему это место так подействовало на героя? Что  в нем особенного?

 

Облако, озеро, башня - это зеркальный символ такого единения. Он объединяет в себе несколько значений. Во-первых, открывает в произведении вертикаль (обращенная в небо башня), которая традиционно связана с духовность, так как вертикаль - это обращенность вверх, к высшей реальности. Во-вторых, символизирует единство земного и небесного, отражающие друг в друге: "Это было чистое, синее озеро с необыкновенны выражением воды. Посредине отражалось полностью большое облако". В-третьих, выражает гармонию трех начал: культуры (башня), природы (озеро) и духа (облако) или человеческого, природного и высшего

 

Что и чему противопоставлено в рассказе? Почему так настойчиво автор использует этот прием?

Мир абсурда и мир поэзии: мир реальности, всеобщая усредненность, шаблонность, стандартность (где мы с этим уже сталкивались?), строгая регламентированность противопоставлены миру поэзии, миру мечты, внутреннему душевному состоянию Василия Ивановича. 

 

 

5.      Кроме противопоставленных героев ВИ и его попутчиков, есть еще один персонаж. Это повествователь. Что мы знаем о нем? Найдите все упоминания «Я» в рассказе. Что общего между героем и  повествователем? Выслушать ответ группы.

 

ВИ                                 элементы пейзажа наполняются лирическим содержанием 

повествователь            они оба испытывают любовь (к кому? Чему?)

 

На этом единственном уровне произведения нет антитезы,  герой и повествователь равны. Более того, они очень близки. Насколько же?

ВИ – это часть души повествователя, это он сам. Любовь, о которой говорит автор, это любовь к России. Докажите это. 

Герой, Василий Иванович, расколот, физически он находится в одном мире, а все его мысли связаны с другим. Это воспринимается героем как мучение, трагедия, он стремится к единению, гармонии. Но окружающее поражает своей пошлостью, поэтому герой ищет чего-то другого, близкого его "я".

Другой мир – это мир зазеркалья, идеальный мир.

Этот идеал оказывается для героя недостижимым, ему не разрешают остаться на озере, обретение счастья в этом мире оказывается невозможным, расколотость преодолеть не удается. Тема изгнанничества, которую выделяют исследователи, приобретает в творчестве В. Набокова максимально расширенное значение. Это изгнание из России, из прошлого, из мира гармонии, счастья в мир чуждый, где герой расколот: физически находится в этом мире, духовно - в потерянном мире мечты.

 

Категория: Уроки литературы | Просмотров: 3066 | Добавил: lenf | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]