08:51 Набоковский мир Зазеркалья в рассказе «Облако, озеро, башня» | |
Цель урока: проанализировать рассказ В.Набокова «Облако, озеро, башня», используя активные методы обучения, формировать умение читать текст и подтекст произведения, применять элементы литературоведческого анализа текста. Оборудование: тексты произведения, интерактивная доска, высказывания Набокова. Ходу урока: 1. Организационный момент урока, приветствие. 2. Дома вы прочитали рассказ Владимира Набокова «Облако, озеро, башня», познакомились с биографией писателя. Скажите, какое из высказываний на доске относится к Набокову: 1. Его поэма написана "онегинской" строфой. 2. Он американский писатель, он же Сирин, Василий Шишков, М.Агеев. 3. Он прожил в Германии 22 года, затем вернулся в Россию. 4. Его отец- торговец кожей, мать - учительница музыки. Он учился в Тенишевском коммерческом училище. 5.Среди русских писателей он имеет самое большое количество псевдонимов. Назовите имена русских поэтов и писателей, о которых идет речь в данных высказываниях: 1) Лермонтов 3) Тютчев 4) Мандельштам 5) Чехов
Как связаны упомянутые писатели с Владимиром Набоковым? Выскажите свои идеи и предположения (в парах): запишем внешние и внутренние связи.
Внешние внутренние Одинаковые моменты в биографии на уровне творчества (Тютчев, Мандельштам) Записать на доске, чтобы вернуться в конце урока
3. Выскажите свое впечатление от прочитанного рассказа, что понравилось, что осталось непонятным, что не понравилось и т.д. Скажите, о чем рассказ Владимира Набокова? Назовите одним словом. Запишем слова в столбик:
О человеке О мечте О жизни Об абсурдности О смерти О тоталитаризме
Связано ли это с идеей рассказа? Правильно ли мы поняли замысел автора? Чтобы это определить, проанализируем произведение, обратившись к различным уровня текста. Какие уровни вы можете выделить, проанализировать?
Композиция Сюжет Система героев Хронотоп Подтекст и интертекст Автор и его герой
Класс распределяется на группы, каждая группа выбирает свой уровень для анализа (один из учеников выполняет иллюстрацию: облако, озеро, башня).
4. Группы выступают с ответами, класс выслушивает и дополняет. Композиция рассказа Как построен рассказ Набокова? Какие композиционные элементы присутствуют в произведении? Кольцевой характер композиции образуется использованием чистой трёхчастности - начальный путь в "увеселительной поездке" со всеми происходящими подробностями, смысловой центр рассказа - возможность обретения героем своего счастья - и, наконец, возвращение из поездки в том же кругу людей, в переносном значении - насильное возвращение Василия Ивановича чужими людьми на "круги своя". Но возвращается Василий Иванович уже не тот: он был внутренне раздавлен и уничтожен. Трагически звучит его признание: "сил больше нет быть человеком". Деталей, делающих композицию кольцевой, множество. В одном случае это повторное появление какого-либо предмета (например, простого окурка, который увидел Василий Иванович на перроне во время остановки и который сыграл незавидную роль в одном из эпизодов издевательства над ним его попутчиками). В другом - трижды встречается в рассказе трогательное обращение "любовь моя", "Моя любовь", выполняющие между эпизодами функцию рефрена - существенная черта рондообразной композиции (итал. Rondo, франц. Rondeau, от rond - круг). Композиция рассказа Начало поездки - встреча – возвращение Герой возвращается другим
Сюжет рассказа Сколько сюжетных линий в рассказе? Есть ли отступления от сюжетной линии? Какие это отступления (лирические, ретроспективные)? Когда они появляются?
В основе сюжета – рассказ о путешествии героя, об «увеспоездке». Это одна сюжетная линия произведения. Она ведется прямолинейно, но есть лирические отступления (примеры) Кроме основной сюжетной линии, есть еще одна – это путешествие героя. Но куда он путешествует? Объясните на примерах по тексту. «увеспоездка» - путешествие в пространстве памяти, лирической поэзии, сна.
В.В. Кожинов следующим образом развертывает свое определение сюжета: "...сюжет - это не сочетание событий, а вся сложнейшая последовательность совершающихся в произведении действий и взаимодействий людей, раскрывающаяся как ряд "историй характеров".
Система героев:
1) Нарисуйте систему героев. 2) Найдите и зачитайте портреты героев: в чем их особенность? 3) Расскажите, чем отличаются герои друг от друга?
Система героев: ВИ попутчики Глаза тело
Карикатура, шарж (мотив циркачества, цирка) Основной прием- антитеза
Хронотоп рассказа Время Реальное и ирреальное (воспоминания о детстве, мечта) Пространство Реальное (Берлин) и ирреальное (озеро, башня). Зачитайте описание этого места и сравните с иллюстрацией. Почему это место так подействовало на героя? Что в нем особенного?
Облако, озеро, башня - это зеркальный символ такого единения. Он объединяет в себе несколько значений. Во-первых, открывает в произведении вертикаль (обращенная в небо башня), которая традиционно связана с духовность, так как вертикаль - это обращенность вверх, к высшей реальности. Во-вторых, символизирует единство земного и небесного, отражающие друг в друге: "Это было чистое, синее озеро с необыкновенны выражением воды. Посредине отражалось полностью большое облако". В-третьих, выражает гармонию трех начал: культуры (башня), природы (озеро) и духа (облако) или человеческого, природного и высшего
Что и чему противопоставлено в рассказе? Почему так настойчиво автор использует этот прием? Мир абсурда и мир поэзии: мир реальности, всеобщая усредненность, шаблонность, стандартность (где мы с этим уже сталкивались?), строгая регламентированность противопоставлены миру поэзии, миру мечты, внутреннему душевному состоянию Василия Ивановича.
5. Кроме противопоставленных героев ВИ и его попутчиков, есть еще один персонаж. Это повествователь. Что мы знаем о нем? Найдите все упоминания «Я» в рассказе. Что общего между героем и повествователем? Выслушать ответ группы.
ВИ элементы пейзажа наполняются лирическим содержанием повествователь они оба испытывают любовь (к кому? Чему?)
На этом единственном уровне произведения нет антитезы, герой и повествователь равны. Более того, они очень близки. Насколько же? ВИ – это часть души повествователя, это он сам. Любовь, о которой говорит автор, это любовь к России. Докажите это. Герой, Василий Иванович, расколот, физически он находится в одном мире, а все его мысли связаны с другим. Это воспринимается героем как мучение, трагедия, он стремится к единению, гармонии. Но окружающее поражает своей пошлостью, поэтому герой ищет чего-то другого, близкого его "я". Другой мир – это мир зазеркалья, идеальный мир. Этот идеал оказывается для героя недостижимым, ему не разрешают остаться на озере, обретение счастья в этом мире оказывается невозможным, расколотость преодолеть не удается. Тема изгнанничества, которую выделяют исследователи, приобретает в творчестве В. Набокова максимально расширенное значение. Это изгнание из России, из прошлого, из мира гармонии, счастья в мир чуждый, где герой расколот: физически находится в этом мире, духовно - в потерянном мире мечты.
| |
|
Всего комментариев: 0 | |