При
изучении романа А. С. Пушкина «Дубровский» многие учителя пользуются
классической системой уроков В.Г. Маранцмана, неоднократно
представленной им в методической литературе. Первый урок в системе носит
название «Барская усадьба» и проводится в форме заочной экскурсии. На
нём учащиеся должны познакомиться с бытом русской дворянской усадьбы на
примере трёх усадеб романа. "Изысканное великолепие и пресыщенность
вельможи, грубость и властность поместного повелителя, гордость и
стремление к независимости «обиженных родов» — эти три слоя русского
дворянства должны быть в центре внимания учеников на вступительном
занятии. Без этого конфликт романа лишится исторических опор, анализ
пойдёт лишь в русле отвлечённо-нравственных проблем", — пишет В. Г.
Маранцман.
Опираясь на идеи учёного-методиста, мы попробуем предложить свой вариант урока.
Сначала
уточним представления учащихся о том, кто такие помещики-дворяне,
крепостные и дворовые. Несмотря на то что эти вопросы уже обсуждались
при изучении повести И.С. Тургенева « Муму » и должны быть известны
ученикам из уроков истории, часто семиклассники имеют о них самое
туманное представление. Можно составить с ребятами небольшой словарик.
Помещик — дворянин, имеющий собственные земли.
Крепостное право — право помещика распоряжаться личностью, трудом и имуществом принадлежащих ему крестьян.
Крепостной крестьянин — крестьянин, принадлежащий помещику, работающий на него.
Дворовые люди (дворня) — крепостные крестьяне, лишённые земельных наделов, которых использовали в качестве домашней прислуги.
Поместье (синоним: имение) — земельное владение с помещичьим хозяйством.
Усадьба
— комплекс жилых, хозяйственных, парковых и иных построек,
составляющих единое целое, а также, как правило, усадебный парк.
Расскажем,
что в состав барской усадьбы обычно входили барский дом, несколько
флигелей (разъясним и это слово), конюшня, псарня, сараи, постройки
для прислуги и др. Усадебный парк чаще всего был пейзажным, в нём
устраивались пруды, строились беседки и другие парковые сооружения. В
крупных усадьбах имелась собственная церковь.
Затем познакомим учеников с теми имениями, которые послужили прототипами поместий героев «Дубровского».
Известно,
что при создании романа на Пушкина повлияли болдинские впечатления.
Незадолго до начала работы над произведением поэт был в Болдино, где
крестьяне требовали смещения управляющего. Действие романа происходит в
Поволжье (вспомним вид на Волгу из окон имения князя Верейского). Выбор
места не случаен: именно Поволжье славилось крестьянскими бунтами.
Пушкину также было известно судебное дело нижегородского помещика
Дубровского, у которого в 1802 году незаконно было отнято имение.
Дубровский, однако, послал туда своих крестьян за лесом. Кистенёвкой
называлось сельцо неподалёку от Болдина, полученное поэтом от отца, а
Троекуров — фамилия нижегородского землевладельца.
Однако
прототипами описанных в романе поместий стали поместья Псковщины и
Подмосковья, которые были больше знакомы Пушкину. В Кистенёвке мы можем
узнать черты Михайловского, в Покровском — Петровского (усадьбы
двоюродного деда Пушкина, отставного генерал-майора П.А. Ганнибала), в
Арбатове — Архангельского (имения князя Н.Б. Юсупова, с которым Пушкин
был дружен).
Познакомимся поближе с каждым из них.
Михайловское
Расскажем
ученикам о том, что Михайловское, расположенное в Псковской области, —
это родовое имение матери А.С. Пушкина, пожалованное прадеду поэта,
Абраму Петровичу Ганнибалу — "арапу Петра Великого" — императрицей
Елизаветой Петровной. Для Пушкина оно стало поэтической родиной
(вспомним, что родился он в Москве, а отрочество провёл в Царском
Селе). В Михайловском Пушкин жил и творил в 1817, 1819, 1824-1826,
1827,1835 и 1836-м годах.
Покажем
ученикам живописные виды Михайловского (слайды 1,2), единственное
сохранившееся изображение усадьбы пушкинского времени — литографию
сельца Михайловского П.Александрова 1838 года, сделанную по рисунку
псковского землемера И.Иванова (слайд 3), фотографии скромного
господского дома (слайд 4) и его интерьеров — столовой и кабинета
(слайды 5,6). Обратим внимание на красоту простого русского пейзажа и
отсутствие роскоши в усадьбе. Отметим такие детали, как фамильные
портреты в столовой, деловую обстановку рабочего кабинета (2).
Петровское
Более
богато выглядит имение двоюродного деда Пушкина — Петровское. Усадьба
расположена на восточном берегу озера Кучане. Регулярный парк, разбитый
на склоне пологого холма, выходит непосредственно к берегу озера. Центр
его планировочной композиции — круглый дерновый партер3, от которого
расходятся четыре аллеи.
Покажем ученикам большой господский дом (слайд 7) и парк с парковой архитектурой (слайд 8).
Архангельское
Третья
усадьба, с которой мы знакомим учеников, — подмосковное Архангельское.
С её владельцем, князем Н.Б. Юсуповым, Пушкин был знаком с детства.
Несмотря на то что князь был намного старше, между ними сложились
дружеские отношения.
Усадьба
Юсупова резко отличается от двух предыдущих роскошью и масштабами. Она
похожа на царскую резиденцию и построена по европейскому образцу.
Недаром современники называли её "подмосковным Версалем".
Н.Б.
Юсупов много лет провёл в Европе, собрал богатейшую коллекцию
произведений изобразительного и прикладного искусства, множество книг.
Он любил празднества и утончённые наслаждения.
Рассмотрим
фотографии дома (слайд 9) и парка. Парк состоит из трёх частей, разных
по стилю. Первая — итальянский парк, который представляет собой две
террасы, огороженные балюстрадами (слайд 10). В России такого рода
сооружения, типичные для Италии, почти не встречались. На балюстрадах мы
видим скульптуры и бюсты, привезённые Юсуповым из Европы (слайд 11).
Далее лестница ведёт во французский регулярны» парк (слайд 12). При
Юсупове там были также расположены оранжереи, в которых выращивали
апельсины, лимоны, другие экзотические растения. Летом в хорошую погоду
кадки с ними выносили на улицу, и вид их поражал гостей резиденции. Во
французской части парка мы видим небольшие зелёные коридорчики
"берсо", в которых гости могли укрыться от солнца (слайд 13).
Третий
парк — английский пейзажный. Он начинается за небольшой аркой,
названной "руинной" (слайд 14). Всякого рода романтические руины,
гроты, беседки и мавзолеи были обязательной принадлежностью английского
парка.
Параллельно нашей экскурсии учащиеся заполняют таблицу 1.
Увиденные
в ходе учительского рассказа иллюстрации помогут ученикам лучше
представить усадьбы Дубровского, Троекурова и Верейского, прояснят
некоторые детали.
После этого обратимся к усадьбам, изображённым в романе.
Ребятам
предлагается иллюстрация Д. Шмаринова к роману, изображающая усадьбу
Троекурова (слайд 15). Спросим: какая из усадеб представлена на
иллюстрации? По каким признакам<вы это определили?
Спросим
учеников: какой видится им каждая из усадеб? Каким представляют они
парк, дом? Какие события происходят в каждой усадьбе? Чем более всего
заняты их хозяева? Как выглядят избы крестьян и сами крестьяне? Каковы
их отношения с господами?
Рассмотрим
три иллюстрации (слайды 16, 17, 18). Как каждая из иллюстраций отражает
особенности усадьбы, и характер хозяев? Какие детали служат этой
цели?
В ходе этой части урока учащиеся заполняют таблицу 2.
В
качестве основного текстового материала используются фрагменты,
представленные в Приложении, привлекаются и другие фрагменты текста.
В
конце урока подводим итоги. Во-первых, мы видим, что конфликт, который
далее будет двигать действие романа, имеет под собой социальную почву.
Пушкин показывает нам разные типы помещиков, и их поведение во многом
определяется разностью их социального положения (несмотря на то что все
они дворяне).
Во-вторых,
учащиеся приходят к мысли, высказанной В.Г. Маранцманом в статье
учебника: "В романе Пушкина крестьяне оказываются во многом зависимы от
облика того помещика, которому они принадлежат"5. Добавим, что
"подчёркнутая зависимость крестьян от владельца рождена идеей
дворянской ответственности за судьбы народа..."® Здесь можно привести
пушкинскую мысль из его наброска «О дворянстве» о том, что дворяне — это
"люди, которые имеют время заниматься чужими делами"7: владение землями
и крестьянами осво-