07:47 Язык как развивающееся явление (по учебнику М.М.Разумовской) | |
Язык как развивающееся явление. Цель урока: дать представление о языке как развивающемся явлении, формировать умение строить небольшое рассуждение на лингвистическую тему с использованием материалов этимологического анализа, дать представление об этимологии, формировать умение пользоваться этимологическим словарем. Оборудование: этимологический словарь, учебник Ход урока: 1. Беседа. Жизнь постоянно меняется. Меняется и труд, и быт, и предметы, окружающие человека. а изменяется ли язык? Порассуждаем вместе. Запишите эпиграф к разделу, оформив его как прямую речь. Объясните смысл высказывания С.Я.Маршака, что хотел сказать этим писатель? 2. Прочитайте текст упр. №1. Дополните своими примерами. Фонетика – музыка – музыка (отличие в ударении) Госпиталь - гошпиталь Штора - стора Номер - нумер Лексика – «позор» - имело значение «зрелище» например, у Е.Баратынского: Величествен и грустен был позор Пустынных дол, лесов, долин и гор. Ошеломить – «ударить по шлему»
Морфология – дома – домы (И.п. мн.ч.) Наличие звательного падежа 3. Какие же еще тайны может хранить слово? Прочитаем рубрику «Возьмите на заметку» (стр. 4.)
4. Объясните с помощью этимологического анализа правописание слов:
5. Упр. № 2, 3. Выслушать ответы и объяснения учащихся.
6. Этимологические исследования. * Попробуйте самостоятельно доказать, что слова вонзить, нож, заноза являются историческими родственниками. Во + нзити – «прокалывать, втыкать» * Какие слова являются этимологическими родственниками существительному слово? Прекословить, благословить, сословие… * являются ли исторически однокоренными словами соратник и привратник. Докажите.
7. Подведение итогов урока. Домашнее задание: упр. № 4, ЗСП-1. | |
|
Всего комментариев: 0 | |