Приветствую Вас, Гость
Главная » 2012 » Июль » 11 » Язык как развивающееся явление (по учебнику М.М.Разумовской)
07:47
Язык как развивающееся явление (по учебнику М.М.Разумовской)

 Язык как развивающееся явление.

 Цель урока:  дать представление  о языке как развивающемся явлении, формировать умение строить небольшое рассуждение на лингвистическую тему с использованием материалов этимологического анализа, дать представление об этимологии, формировать умение пользоваться этимологическим словарем.

 Оборудование: этимологический словарь, учебник

 Ход урока: 1. Беседа.

Жизнь постоянно меняется. Меняется и труд, и быт, и предметы, окружающие человека. а изменяется ли язык? Порассуждаем  вместе.

Запишите эпиграф к разделу, оформив его как прямую речь. Объясните смысл высказывания С.Я.Маршака, что хотел сказать этим писатель?

2. Прочитайте текст упр. №1. Дополните своими примерами.

            Фонетика – музыка – музыка (отличие в ударении)

                                  Госпиталь - гошпиталь

                                  Штора - стора

                                  Номер - нумер

Лексика – «позор» - имело значение «зрелище»                                                                                  например, у Е.Баратынского:        Величествен и грустен   был позор

                                                          Пустынных дол, лесов, долин и гор.

                                 Ошеломить – «ударить по шлему»

 

Морфология – дома – домы (И.п. мн.ч.)

                                     Наличие звательного падежа

3. Какие же еще тайны может хранить слово?

Прочитаем рубрику «Возьмите на заметку» (стр. 4.)

 

4. Объясните с помощью этимологического анализа правописание слов:

наградить                подарить город                город, град

впечатление            печать «выжженный знак», однокоренное слово «печаль» - «чувство, которое жжет человеческую душу».

 

5. Упр. № 2, 3.

Выслушать ответы и объяснения учащихся.

 

6. Этимологические исследования.

      * Попробуйте самостоятельно доказать, что слова вонзить, нож, заноза являются историческими родственниками.

                Во + нзити – «прокалывать, втыкать»

      * Какие слова являются этимологическими родственниками существительному  слово?

                 Прекословить, благословить, сословие…

       * являются ли исторически однокоренными словами соратник и привратник. Докажите.

                  

7. Подведение итогов урока. Домашнее задание: упр. № 4, ЗСП-1.

Категория: Уроки русского языка | Просмотров: 1550 | Добавил: lenf | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]