Приветствую Вас, Гость
Главная » 2011 » Август » 28 » Рабочая программа по литературе 6 класс (Меркин Г.С)
20:10
Рабочая программа по литературе 6 класс (Меркин Г.С)

Пояснительная записка.

               Рабочая программа по литературе для 6  класса составлена в точном соответствии  с государственным образовательным стандартом. В основе содержания и структуры предлагаемой программы лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности.  В целом программа ориентирована на базовый компонент литературного образования, разработанный в Министерстве  образования России. Под литературным образованием  понимается освоение литературы как искусства слова. Литературное произведение изучается как результат творческой деятельности, как культурно-знаковое явление, как эстетическое преображение действительности.  В соответствии с этим  целью литературного образования становится формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в  контексте духовной культуры человечества.

  Данная рабочая образовательная программа по литературе составлена  в соответствии с образовательным стандартом общего среднего образования (2004г.)  с опорой на программу Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.В., Чалмаева  «Программа по литературе для  5-11 классов общеобразовательной школы , 4-е издание, М., Русское слово, 2008» , допущенную Министерством  образования РФ.

Характеристика учебно-методического комплекса. Весь курс литературы построен по концентрическому принципу на хронологической основе с выходом на «линейное» рассмотрение историко-литературного материала в 9, 10, 11 классах.

Начиная с 5 класса, ученики изучают вершинные произведения классической литературы и литературы 20 века, соответствующие их возрасту и уровню читательских интересов.

Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной. Формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса, который, в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.

 Цели и принципы построения курса. В круг образовательных задач входит формирование умений творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова, формирование речевых умений – умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.

Известно, что школьники 5 – 6 классов отличаются более сильным воображением, эмоциональной активностью, предметным восприятием, которым характеризуется «наивный реализм», свойственный этому возрасту. В то же время они могут заметить важные для текста художественные особенности, но еще не всегда способны обобщить свои впечатления, объяснить их. Учитель должен открыть им «секреты» автора художественного произведения, помочь осмыслить прочитанное не поверхностно, а глубоко, в меру читательских возможностей пятиклассников и шестиклассников. Вводимые на этом этапе чтения базовые понятия необходимы для умения характеризовать конкретный эпизод, фрагмент или небольшой текст в единстве формы и содержания, причем при характеристике текста или комментария произведения равнозначимы как эстетические, так и нравственные аспекты изучаемого литературного источника.

В 6 классе в основе формирования представлений о литературе как искусстве слова находятся сложные отношения авторов к своим героям, созданным ими произведениям.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение литературы в 6 классе  68 часов (2 часа в неделю).

 

Формы организации образовательного процесса.

  Программа предусматривает проведение различных форм уроков: традиционный  урок,  урок-практикум, творческий  практикум, творческая мастерская, урок-концерт,  урок-исследование, урок-размышление  и т.д.

 

Виды и формы контроля.

 Виды: стартовый, промежуточный, итоговый.

 Формы контроля: устный и письменный, фронтальный и индивидуальный.

 Оценка знаний и умений учащихся проводится с помощью устных ответов учащихся, письменных творческих работ, итоговых тестов, которые включают вопросы (задания) по темам курса.

 

Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса

 В результате изучения литературы в 6 классе учащиеся должны знать/понимать:

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творческого пути А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, С.А. Есенина;

- такие теоретико-литературные понятия, как: миф, мифологический сюжет, персонаж, структура волшебной сказки, житие, сказание, древнерусская повесть, автор и герой; иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение; реальное, фантастическое, фабула, баллада; двусложные и трехсложные размеры стиха, строфа, роман, авторское отношение к героям; стопа, типы стоп, метафора, инверсия; героическая повесть, типы речи и разнообразие лексических пластов; образ рассказчика, идея произведения и авторский замысел; автобиографическая проза; повесть, художественная деталь, портрет и характер; юмор, юмористическая ситуация, деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении; цветообраз; кольцевая композиция; литературная сказка (углубление представлений);

уметь:

- воспринимать и анализировать художественный текст;

- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

- определять род и жанр литературного произведения;

- выделять и формулировать тему, идею изученного произведения;

- давать характеристику героев;

- находить в тексте и характеризовать роль изобразительно-выразительных средств;

- выявлять авторское отношение к героям;

- выражать свое отношение к прочитанному;

- выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

- владеть различными видами пересказа;

- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;

- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою.

 

Используемый учебно-методический комплект

 

1.                           Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ Авт.-сост. Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – 2-е  изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005.

2.                           Литература. 6 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. / Авт.-сост. Г. С. Меркин. – 4-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006.

 Литература

  1. Древнерусская литература: Хрестоматия для 5 - 9 кл. / Сост. О.В.Творогов. - М., 2002.
  2. Зарубежные писатели. Библиографический словарь. В 2 ч. / Под ред. Н.П. Михальской. - М., 1996.
  3. Зуева Т.В. Русский фольклор: Словарь – справочник, - М., 2002
  4. Литература. 6 класс : Учебник для общеобр. учр.: В 2 ч. / Авт.-сост. Г.С. Меркин.-                                                                                 М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2008.- 344 с. 
  5. Литература Древней Руси: Библиографический словарь / Под ред. О.В.Творогова. - М., 1996.
  6. Русские писатели XIX - начала XX века: Библиографический словарь./ Под ред. Н.Н. Скатова. - М., 1995.

Чернец Л.В. и др. Школьный словарь литературоведческих терминов. - М., 2002.

Учебно-тематический план

 

Тема

Кол-во часов

Вн.чт

РР


 

Введение 

1

 

 


 

Мифология

3

 

2

 


 

Устное народное творчество

 

3

 

1

 


 

Древнерусская литература

 

3

 

1


 

Литература ХVIII века

 

2

 

 


 

Литература  ХIХ века

 

32

 

2

 

6




Литература ХХ века

12

4

2



 

Зарубежная литература

4

1

 

 


Итоговый урок

1

 

 

 


Программа по литературе 6 класс

 

 

 

 

 

Категория: Программы | Просмотров: 5198 | Добавил: elenapislegina | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]